Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU

Пояснительная записка к учебным планам муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

на 2015-2016 учебный год

    Учебный план школы  для 1-9 классов составлен на основе федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I варианта), утвержденного приказом  МО РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и с учетом установленного максимально-допустимого по санитарным правилам и нормам количества часов в неделю (инструктивное письмо Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 24.09.97 №№ 15/730-2, 2510/7148-97 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида»).

  Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Учебный план подкреплен программами специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, допущенными Министерством образования Российской Федерации.

   В 1 - 4  классах  осуществляется  начальный этап обучения,  на котором общеобразовательная подготовка сочетается  с  коррекционной  и

пропедевтической работой.

 Для обеспечения преемственности по трудовому обучению в 4 классе внесены изменения в программу

– педагогами школы составлена программа с учетом выбираемого профиля в 5-9 классах. Уроки трудового обучения в 4 классе ведутся по подгруппам учителями трудового обучения и начальных классов.

  В 5 - 9  классах  продолжается  обучение   общеобразовательным предметам  и  вводится  трудовое  обучение,  имеющее  профессиональную направленность.

  Базисный учебный   план  включает  общеобразовательные  предметы,

содержание которых приспособлено  к  возможностям  умственно  отсталых

обучающихся,    специфические    коррекционные   предметы,   а   также

индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

  В 1 - 9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются:  русский язык  (чтение  и  письмо),  математика,  биология, история,   география,   изобразительное  искусство,  пение  и  музыка, осуществляется физическое воспитание,  трудовое  и  профессионально  - трудовое обучение. 

   В 5 классе  введено природоведение, в 8 - 9 классы - обществознание. 

Черчение как учебный  предмет,  имеющий  прикладной характер,  включено  в  курс трудовой подготовки. 

 В 5 - 9 классах из математики один час в неделю отводится на изучение элементов геометрии.

   В рамках федерального компонента через образовательную область «Трудовое обучение» организована работа по «Столярному и «Швейному делу» в 6, 9 классах, а также «Сельскохозяйственный труд» в 5, 7, 8 классах. Основными направлениями уроков трудового обучения служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что обеспечивает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.  В учебном плане также предусмотрена «Трудовая практика» по профилю обучения обучающихся в летний период: 5-7 классы - 10 дней, 8-9 классы - 20 дней.      По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому  обучению  и  получают документ установленного образца об окончании  образовательного учреждения.

   К коррекционным  занятиям  в  младших  (1- 4) классах относятся

занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей  действительности,  специальные  занятия  по  ритмике,  а в

старших (5 – 9) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО).

  Специфической формой   организации   учебных   занятий   являются

коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1 -

7 классы),  ЛФК (1 - 4 классы) и занятия по развитию психомоторики

и сенсорных процессов (1 - 4 классы) для  обучающихся  с  выраженными

речевыми, двигательными или другими нарушениями.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия направлены:

·        логопедические занятия (1-7 классы) - на оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения звукопроизношения, на  коррекцию чтения и письма и  на развитие устной речи;

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы, по 2 часа) - на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития, обеспечивают формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
  • лечебная физкультура (1-4 классы, по 1 часу), способствует выработке устойчивой правильной осанки, укрепления и сохранения гибкости позвоночника, предотвращения его деформации, нормализации работы опорно-двигательного аппарата. Проводятся по авторской программе, разработанной учителем физкультуры Зиянгировой С.С. и  рецензированной в 2010 году доктором педагогических наук, профессором ПГПУ  М.Г. Ишмухаметовым; старшим научным сотрудником лаборатории специального образования ПКИПКРО А.Г. Перетягиной.

     Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия расширяют возможности для коррекционной работы, способствуют развитию личности ученика, приобретению практических умений и навыков, необходимых в жизни и соответствуют целям и задачам образовательного учреждения, создаёт необходимую структуру и содержательную основу для коррекционной работы.

    На коррекционные  индивидуальные  и   групповые   занятия   по  логопедии, 

 ЛФК  и развитию психомоторики и сенсорных процессов по    расписанию отводятся часы как в первую,  так и во вторую  половину    дня.

Их продолжительность 15 - 25 мин.

   Школьный компонент учебного плана представлен занятиями  по деловому письму в 6-7 классах, способствующие  развитию умений оформлять деловые бумаги и обеспечивающие успешную социализацию обучающихся.

    В 1-5 классах установлена 5-дневная  рабочая неделя, в 6-9 классах  -   6 - дневная рабочая неделя. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений: в 1-ом классе – 33 недели, во 2 – 9 классах – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

     Продолжительность урока  в 1  классе  -  35  мин.  (I четверть),  начиная со II четверти - 40 мин., во 2 - 9    классах - 40 мин. Продолжительность перемен после 2 и 3 уроков по 15 мин, после 5 и 6 уроков по 20 мин, остальные перемены по 10 минут.

      В 1 классе в течении I и II  четвертей отметки обучающимся  не  выставляются.

 1 класс входит в состав малокомплектного класса 1+2.   Результат  продвижения  обучающихся  в  развитии  определяется  на    основе анализа (1 раз в  четверть)  их  продуктивной  деятельности    (поделок, рисунков, уровня развития речи).

     Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением школы о промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания  знаний, умений, навыков, с Приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ по итогам учебного года в сроки, установленные календарным учебным графиком школы, в соответствии с 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

          Периодами промежуточной аттестации во 2-9 классах являются четверти.     Основные формы промежуточной аттестации:

  • Диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант
  • Контрольная работа
  • Тестовая работа
  • Проверка техники чтения
  • Аттестация по текущим отметкам

      Промежуточная аттестация учащихся школы в 2015-2016 учебном году распределяется по классам следующим образом:

 

Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

2 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Диктант с грамматическим заданием

 

Математика

Контрольная работа

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Трудовое обучение

Аттестация по текущим отметкам

 

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Аттестация по текущим отметкам

3кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Диктант с грамматическим заданием

 

Математика

Контрольная работа

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Трудовое обучение

Аттестация по текущим отметкам

 

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Аттестация по текущим отметкам

4 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Диктант с грамматическим заданием

 

Математика

Контрольная работа

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Трудовое обучение

Тестовая работа

 

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Аттестация по текущим отметкам

5 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Контрольный диктант

 

Математика

Контрольная работа

 

Природоведение

Аттестация по текущим отметкам

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Столярное  и швейное дело

Тестовая работа

 

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Аттестация по текущим отметкам

6 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Контрольный диктант

 

Математика

Контрольная работа

 

Биология

Аттестация по текущим отметкам

 

География

Аттестация по текущим отметкам

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Сельскохозяйственный труд

Тестовая работа

 

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Аттестация по текущим отметкам

7 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Контрольный диктант

 

Математика

Контрольная работа

 

Биология

Аттестация по текущим отметкам

 

География

Аттестация по текущим отметкам

 

История Отечества

Аттестация по текущим отметкам

 

Изобразительное искусство

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Сельскохозяйственный труд

Тестовая работа

 

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Аттестация по текущим отметкам

8 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Контрольный диктант

 

Математика

Контрольная работа

 

Биология

Аттестация по текущим отметкам

 

География

Аттестация по текущим отметкам

 

История Отечества

Аттестация по текущим отметкам

 

Обществознание

Аттестация по текущим отметкам

 

Музыка и пение

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Столярное  и швейное дело

Тестовая работа

 

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Аттестация по текущим отметкам

9 кл

Чтение и развитие речи

Проверка техники чтения

 

Письмо и развитие речи

Контрольный диктант

 

Математика

Контрольная работа

 

Биология

Аттестация по текущим отметкам

 

География

Аттестация по текущим отметкам

 

История Отечества

Аттестация по текущим отметкам

 

Обществознание

Аттестация по текущим отметкам

 

Физкультура

Аттестация по текущим отметкам

 

Сельскохозяйственный труд

Тестовая работа

 

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Аттестация по текущим отметкам

 

     Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников по трудовому обучению.

 Итоговая аттестация выпускников 9-го класса школы осуществляется в соответствии

с «Положением о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений», утверждаемым Министерством образования и науки РФ.

         В учебном плане сохраняется номенклатура образовательных областей и учебных предметов, определённых федеральным базисным учебным планом. В связи с сокращением продолжительности учебной недели    и в целях соответствия СанПиН в данном учебном плане часы школьного компонента в 1-5 классах исключены как не входящие в обязательную учебную нагрузку. Исключены    и факультативные занятия в 5-9 классах в связи с превышением максимально допустимой при 6 – дневной рабочей неделе недельной нагрузки на учащегося. Количество часов, отведённых на предметы, сохраняется.

   Учебный план не предусматривает введение третьего урока физической культуры, но увеличение двигательной активности происходит за счет особой организации учебного процесса и  режима работы школы продленного дня:

- уроки ритмики (1- 4 классы),

- организованные подвижные перемены в 1-4 классах (20 минут),

- динамическая перемена (1-9 классы) (15 минут),

- ежедневные прогулки в двигательном режиме.

  

     В школе функционируют  разновозрастные классы (1- 4, 5-9  классы) для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся по программе «Особый ребёнок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области, Пермским региональным институтом повышения квалификации работников образования на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983 г.) и Программы классов (групп) для умственно отсталых детей (Пермь, ПКИПКРО, 2010 г.), рецензирована к.пс.н., зав.кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Ворошниной О.Р. Учебный план классов для умственно отсталых детей (умеренная и тяжелая умственная отсталость) составлен на основе базисного учебного плана 2004 года, утвержденного на заседании научно-методического центра специального образования ПОИПКРО.  Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых учащихся и максимально допустимой нагрузки часов. Максимально допустимая нагрузка обоснована Инструктивным письмом МО и МЗ №№ 15/730-2, 2510/7148-97 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида».

     В классах «Особый ребенок» установлена 5-дневная  рабочая неделя. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений: в 1-м классе – 33 недели, во 2 – 9 классах – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

     Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне,

 так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете. 

С учетом выше изложенного ребенок не может быть оставлен на  второй (повторный) год обучения.

    Уроки делятся на две части: первая – образовательная, вторая – игровая. 

Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса.

Рекомендуемое соотношение:

1-2 классы – 15 минут обучение, 25-30 минут игра,

2-3 классы – 20 минут обучение, 20-25 минут игра,

3-4 классы – 25 минут обучение, 15-20 минут игра,

4-5 классы – 30 минут обучение, 10-15 минут игра,

5-6 классы – 35 минут обучение, 5-10 минут игра,

7-8,9 классы – 40 минут обучение, 5 минут игра.

 Учебный   план  включает  общеобразовательные  предметы, содержание которых приспособлено  к  возможностям  детей с умеренной и тяжелой умственной  отсталостью, специфические    коррекционные   предметы социально-бытовая ориентировка (4-9 кл.),   а   также индивидуальные и групповые логопедические  занятия и ЛФК (1-9 классы).